В этой шестой и заключительной лекции, посвященной второму посланию Павла к Коринфянам, мы продолжим рассматривать то, как Павел решает проблему лжеапостолов в церкви, и, наконец, рассмотрим его последнее предупреждение к ним в конце его послания.


Неразумная речь (11:16—12:13)


Тот факт, что коринфяне столь легко доверяли лжеапостолам, подвиг Павла на оправдание самого себя таким же «неразумным» способом. Если коринфяне были готовы слушать лжеапостолов, они также должны были быть готовыми слушать и его самого, говорит он. Стихи 17–18 некоторыми комментаторами заключаются в скобки, как будто Павел писал эти строки, не имея разрешения от Господа.


Если люди желают похвастаться с человеческой точки зрения, то он мог сделать то же самое. Павел чувствует, что он вынужден представить подтверждение своих полномочий, хотя он знает, что все это является полной бессмыслицей. Он говорит им о своей уверенности в том, что они готовы терпимо относиться к глупцам, будучи сами столь мудрыми! Возможно, это был ответ на их постоянное хвастовство их собственной мудростью.


На самом деле, они были «мудры» настолько, что были готовы терпеть невообразимое поведение лжепророков, которые 1) жили за их счет (возможно, что эти слова указывают на жадность и требования об оплате); 2) обманом и хитростью использовали их; 3) раздували свою значимость и «авторитет» перед другими; и 4) даже били некоторых верующих по лицу! Эти лжеапостолы были о себе столь высокого мнения, что они были готовы давать пощечины тем, кого они подчинили своей власти!


Комментарий: Разве это не является невероятным, что люди могут терпеть такое поведение от своих «духовных» лидеров?


Вы можете думать так. Будучи обвиняемым в слабости в их присутствии, Павел говорит, что, к его стыду, он оказался слишком слабым, чтобы опускаться до такого презренного поведения.


Еврейское происхождение Павла и его апостольские испытания (11:21б–33)


Теперь Павел пункт за пунктом сравнивает свое происхождение с происхождением тех, кто его критикует: «А если кто смеет [хвалиться] чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я»


Вопрос: Что же это такое, что он готов поведать о себе?


Он берется рассуждать с первых пунктов о следующих трех категориях:

  1. Этническое происхождение—он также был евреем (не ясно, был ли он палестинским или эллинистическим евреем).
  2. Религиозное и социальное происхождение—он также был израильтянином.
  3. Богословская база—он также был потомком Авраама.

Благодаря своему еврейскому проихождению Павел мог соответствовать всему тому, что заявляли о себе лжеапостолы.


Теперь здесь рассматривается различие между ними и Павлом: «Христовы служители? в безумии говорю: я больше». На этом этапе своего сравнения, Павел не отрицает что они являются слугами Христа, он просто указывает коринфянам на то, что, если они рассматривают этих людей, как суперапостолов, они ошибаются. Весь этот процесс самопохвалы был чрезвычайно неприятен Павлу, поскольку он в своем первом послании уже предупреждал коринфян о том, что им не следует сравнивать одного слугу Божьего с другим. Здесь он хочет заострить внимание коринфян на том, что было для них очень важным понять, и что могло дать им несколько жизненных уроков о сути христианской жизни, как она представлена в Евангелии.
Лжеапостолы представляли самих себя с позиции силы, личной харизмы, личного авторитета и власти. Павел же перечисляет свой опыт с совершенно другой точки зрения. То, что он продолжает говорить об этом опыте, показывает, что книга Деяний говорит нам лишь о малой доле того, через что прошел Павел в своем апостольском служении.


Он был «безмерно в ранах...и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного». Поражает то, что, несмотря на эти притеснения, которые пришлось терпеть Павлу от рук еврейских властей, он никогда не оставлял свой народ: «Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской». (В Деяниях говорится только об одном кораблекрушении). «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями». И если мы хотим узнать, каким должно быть посвященное служение Господу, жизнь и свидетельство Павла как раз и говорят нам об этом. Но если бы он не был вынужден «неразумно» защищаться, мы бы никогда и не узнали глубину его переживаний, хотя в Деяниях и описаны некоторые из них.


Теперь Павел объясняет испытания, которые ему пришлось пройти и которые являлись частью его апостольского служения. Он переживал тяжелый труд и затруднения; много бессонных ночей, вероятно, потому что должен был работать в течение дня, а по вечерам проповедовать и учить, иногда и до раннего утра. Павел знал, что из-за этого он будет испытывать голод и жажду, часто оставаться совсем без еды, в холоде, и подвергаться воздействию природных стихий.


В четвертом пункте, Павел перечисляет эмоциональные переживания, через которые он прошел. Они сопровождали его ежедневно и это были переживания о всех Церквях. Это была его забота о духовном благополучии своей паствы. «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?»—спрашивает Павел—«Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?». Когда Павел видит христиан, слабых в вере, он чувствует их уязвимость, и когда он видит, что кто-то доводит их до падения, он начинает очень сердиться на тех, кто заставил их упасть.


Он клянется перед Богом Отцом Господа Иисуса, что он говорит правду. Он заканчивает эту защиту иллюстрацией из своего обращения к Богу. Он помнит, как после его обращения, евреи считали Павла предателем нации за то, что он признавал Иисуса Мессией. За это они пытались убить его в Дамаске. Они даже сговорились с управителем города. Но Павел сумел убежать, будучи спущеным по городской стене в корзине. Возможно, это было первым испытанием Павла как апостола Христова. Но это оставило в его памяти такой глубокий след, что он не смог этого забыть.


Видения и откровения (12:1-10)


Теперь Павел переходит от похвалы в контексте трудностей к повествованиям о необычных переживаниях, данных ему Богом: «Ибо я приду к видениям и откровениям Господним»—говорит он.


Вопрос: Лжеапостолы говорили о том, что они имеют видения и откровения. Как Павел может соответствовать их опыту?


Вот список, который дает Павел:

  1. Христос явился ему по дороге в Дамаск (Деян 22:6-11; 26:12-20; Гал 1:15-16).
  2. Некий македонянин просил Павла придти в Дамаск и помочь им (Деян 16:9-10).
  3. В Коринфе он получил подтверждение от Бога через видение (Деян 18:9-11).
  4. Павел говорит, что получил Евангелие через откровение (Гал 1:12).
  5. Знание Павла о будущих событиях основывалось на Божьем откровении (Еф 3:3-5; 1Кор 2:9-10; 1 Фес 4:15).

Павел отмечает одно откровение, как самое особенное. Он говорит о себе в третьем лице, вместо того, чтобы говорить: «Я это пережил». Этот человек, говорит он, восхищен был до третьего неба, или в рай, и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Во времена Павла, люди понимали небеса по-разному: они представляли, что было три, пять, или даже семь небес, при этом каждое небо было выше предыдущего. В раввинских письменах тоже упомянуты семь небес.


1) То, о чем говорил Павел, было понятно его современникам, 2) переживания Павла были настолько впечатляющими, что он не очень охотно говорил об этом, и 3) этот опыт был несравненно превосходнее того, чем хвалились лжеапостолы.


Вопрос: Был ли это физический или число духовный опыт, о котором говорит Павел?


Сам Павел не знал. Гностики полагали, что материальный мир был по существу злом, и переживания Павла могли происходить только в духовном состоянии. Но Павел не исключает возможности того, что эти переживания затрагивали и физическую сторону.


В своем видении Павел слышал то, что не мог передать словами. Такая скрытность была обычна для тайных религий, но для христианина тайна Евангелия, которая была сокрыта веками, теперь была открыта Духом Святым в Иисусе Христе и возвещена повсюду. И эта тайна Евангелия открылась Павлу и уже не являлась тайной.


Относительно себя Павел говорит, что он не может хвалиться ничем, «разве только немощами моими». Он не хочет, чтобы о нем думали только лишь в свете этих переживаний. Напротив, люди должны судить о нем на основании того, что они видели в нем и что он должен сказать.


И чтобы из-за этих откровений и видений люди воспринимали Павла правильно, он продолжает: «дано мне жало в плоть». Это было то, что постоянно расстраивало и тревожило его. Он расценивал это как действие сатаны. В то время, когда сатана может использовать определенные методы, чтобы расстроить и обеспокоить слугу Божьего, Господь допускает это по определенным причинам и с определенной целью. Во-первых, из-за этого Павел полностью зависел от Господа и нуждался в Его помощи и поддержке ежедневно для своей жизни и служения. Другими словами, «он стоял на твердом основании».


Павел говорит, что во всех трех случаях он молил Господа разрешить эту проблему. Вполне понятно, что Павел хотел быть здоровым и полным энергии, чтобы совершать то, что он должен был сделать. Однако, Господь не удалял эту проблему, говоря: «довольно для тебя благодати Моей». «Довольно» благодати означало, что благодать постоянно доступна Павлу в любой ситуации, возникающей перед ним. Во-вторых, это был Божий способ продемонстрировать Свою силу через немощи Павла.


В отличие от лжеапостолов, которые действовали, пользуясь лишь собственной властью и силой, служение Павла полностью демонстрировало силу Бога, а не Павла. Павел делится с коринфянами жизненным принципом, необходимым как для христианской жизни, так и для служения христианина: «сила Моя совершается в немощи». С тех пор, как мне открылось это, говорит Павел, «я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Сравнивая себя со лжеапостолами, опираясь на свое национальное, религиозное и связанное со знанием доктрин прошлое, Павел сразу же переходит к теме страданий, притеснений и немощей, которые являлись неотъемлемой частью его апостольского служения. Это было как раз то, что лжеапостолы не могли понять, потому что они были не способны постичь сердце христианского Евангелия. Вот почему они учили о другом Иисусе, ином духе и другом евангелии. Именно поэтому они были лжеапостолами, фальшивыми служителями, посланниками сатаны.


Комментарий: Этот принцип переворачивает наше общее понимание с ног на голову. Мы настолько подвержены влиянию мирского взгляда на вещи, что даже в жизни Церкви мы зачастую не применяем этот принцип к тому, что мы делаем.


Павел продолжает: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». Излагая принцип божественной силы, которая проявляется через немощь, Павел защищал свое апостольство, подрывая авторитет лжеапостолов.


Признаки апостола (12:11-13)


Павел говорит коринфянам, что они были настолько ослеплены сверхапостолами, что были не в состоянии увидеть истинные признаки апостола, бывшего среди них. В результате лживой работы этих лжеапостолов, они использовали неправильные критерии для определения истинных признаков апостола. Павел говорит, что он был вынужден играть роль неразумного, чтобы решить эту проблему. Наоборот, это они должны были хвалить Павла—те, кто были плодом его апостольства. Знамения, чудеса, и силы были совершены среди них во всем терпении. И тот факт, что так много язычников обращались от тьмы к свету, было чудом благодати Божьей, и чрезвычайно удивительным.


Коринфяне видели, что Бог совершал могущественные дела среди них через Павла. Единственная вещь, которой Павел не обременял их, была плата за его труд. Этот груз он отказался возлагать на них. «Простите мне такую вину»—говорит Павел с иронией.


Павел отказывается обременять коринфян (12:14-18)


Павел теперь говорит коринфянам, что вскоре он собирается посетить их в третий раз, и, как прежде, он не собирается отягощать их просьбой о поддержке. Но, все же, были люди, обвинявшие его в этом. Ему ставили в упрек, что он таким завуалированным образом хотел завоевать их расположение и воспользоваться этим. Отвечая на это обвинение, он объясняет им тот принцип, который он использовал, трудясь среди них. Он говорит: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Очевидно, что в этом случае Павел подразумевает, что духовные родители должны обеспечивать своих духовных детей.


Он говорит им, что он с огромным удовольствием готов издерживать свое и истощать себя ради их душ. «Издерживать» относится к его готовности работать среди них за свой счет, не упрекая их ни в чем; и «издерживая свое» или «истощая себя» без их поддержки означает, что он готов жертвовать своей жизнью ради них. Павел таким же образом относился и к своим собратьям-евреям (Рим 9:3), и к Церкви в Филиппах (Фил 2:17).


Вопрос: Будучи готовым принести самого себя в жертву ради них таким образом, означало ли это, что они должны были любить его меньше, чем он просил? Почему Павел должен был прийти к этому выводу?


Некоторые утверждали, что Павел не хотел быть обузой для них, но лукавством брал от них столько, сколько мог получить. Они, вероятнее всего, имели ввиду тот сбор пожертвований, благодаря которому, по их словам, Павел обогащал себя.


Павел спрашивает коринфян прямо: «Пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого я посылал к вам?». «Тит воспользовался ли чем от вас?». Но они не могли дать другой ответ Павлу, кроме «Нет». И Павел, и те, кого он посылал в Коринф по вопросу сбора пожертвований, были полностью честны и искренни. И Павел ожидает, что коринфяне согласятся с ним в этом.


Истинная цель «неразумной речи» Павла (12:19-21)


Теперь Павел объясняет истинную цель того, зачем он оправдывается. Наряду с тем, что он показывает коринфянам, что он ни в чем не уступает лжеапостолам, главным намерением Павла было способствовать их назиданию (ст.19). Павел не хочет, чтобы они думали, будто он защищается, желая получить их одобрение. Это была его обязанность как апостола. Он настолько рьяно критиковал лжеапостолов, потому что они очень сильно подрывали веру христиан в Коринфе. Павел опасался, что верующие не захотят встречаться с ним в нынешних условиях, и он встретит их таким образом, которым он бы не предпочитал.
Теперь он излагает в деталях, что он мог бы до сих пор найти среди них: «раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков». Об этих вопросах он писал им в своем предыдущем письме, и опасался, что эти проблемы еще не полностью решены. Если он находит, что эти проблемы сохраняются между ними, он отмечает следующе: «чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой». Он оплакивает тех, «которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали». Но сюда не включался тот безнравственный человек, который в прошлом был недисциплинированным, но потом, очевидно, он раскаялся и Павел призывал Церковь вновь восстановить его.


По всей видимости были и другие люди, которые создавали определенную атмосферу для такого поведения, чтобы оно было приемлемо среди тех, кто утверждал, что «все позволительно» теперь, когда они освобождены Христом. Возможно, эти люди вели себя более сдержанно и скромно со своим безнравственным поведением, после того, как Павел велел Церкви обращаться с ними соответствующим образом. Но теперь, когда авторитет Павла был под вопросом, они, видимо, стали более смелыми и более откровенными в своей безнравственности.


Заключительное предостережение Павла (13:1-10)


Павел говорит им, что это будет уже его третий визит к ним.


Комментарий: Можем ли мы просто уточнить время предыдущих визитов, которые Павел сделал в Коринф?


В свой первый визит, он впервые принес им Евангелие, и тогда же там образовалась церковь. Второе посещение было очень «болезненным» для Павла – он столкнулся с сильной оппозицией с их стороны, и удалившись от них, написал им «строгое» письмо. Теперь он намеревается посетить их снова, и его не страшат трудности, с которыми он может столкнуться в Коринфе в этот раз.


Он говорит им, что «при устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово». Он, очевидно, ставит вопрос на официальном основании и ссылается на Втор 19:15 (Септуагинта). Это же повеление было положено Иисусом в Mф 18:16. Здесь же Павел как бы бросает вызов своим читателям, обвинявшим его самого. Он был готов принять вызов обвинителей официально, но они были связаны Писанием, поскольку тогда им пришлось бы это делать в присутствии двух или трех свидетелей.


Павел напоминает им, что он предупреждал их прежде об этих последствиях. Здесь он, вероятно, обращается к нераскаявшимся людям, которые занимаются сексуальными непотребствами, а также включает «всех прочих», тех, кто, возможно, потворствовал или попускал все это. Но теперь Павел говорит, что в этот раз он не пощадит их. Проблема продолжалась достаточно долго, и нужно было покончить с ней раз и навсегда.


Учитывая нараставшее противостояние Павлу в Коринфе, исполнить обещанную им угрозу было довольно нелегко. Фактически, эта попытка Павла могла привести к полному отвержению его коринфской Церковью. И все же, Павел не мог этого не сделать. Это было необходимо, чтобы сохранить подлинность христианской Церкви в Коринфе.


Он призывает тех из них, кто постоянно пребывает во Христе, вести правильный образ жизни и снова духовно обновиться. Все это является для Павла более приоритетнее, чем его забота о собственном оправдании и личной репутации.


Он готов оказаться неправым и при этом быть отвергнутым до тех пор, пока его новообращенные не будут готовы поступать правильно. Защита Евангелия находится под угрозой, и у Павла нет другого выбора, как стоять на своем. Служащий имеет определенные обязательства своих полномочий, от которых зависит честь Хозяина. И он не имеет права оставить порученное ему, если только его Хозяин не отзовет его.
Павел с радостью принимает немощь, если это производит силу в его новообращенных. Это та разновидность силы, благодаря которой они действуют в конкретной ситуации в Коринфе, таким образом, что она ведет к здоровому разрешению проблемы. Он молится об их исправлении, или восстановлении, или «совершенстве». Греческое выражение, которое здесь употребляется, подразумевает восстановление сломаных или смещенных конечностей или нарушенных членов в единое тело, так чтобы они снова могли эффективно функционировать. Павел заинтересован в том, чтобы они сделали все возможное, чтобы вернуться к состоянию подлинной христианской Церкви в Коринфе.


Павел выдвигает свое основание для того, чтобы решительно разобраться с обидчиками. Он говорит: «Вы ищите доказательства на то, Христос ли говорит во мне…». Они требовали доказательств его апостольского призвания и собирались увидеть его, но оно не могло прийти таким образом, как они этого хотели. Лжеапостолы рассматривали признаками апостольства внушительное присутствие, мощное выступление и демонстрацию знамений и чудес. Павел же научился тому, что когда он слаб, тогда присутствует возможность проявления Божьей силы.


Он говорит коринфянам, что Христос «не бессилен для вас, но силен в вас». Здесь Павел подразумевает, что сила Христа проявилась в Его дисциплинарных действиях среди них.


Вопрос: Что это означает?


Это больше прояснит нам слова Павла, когда он говорил о тех, кто злоупотреблял Вечерей Господней. Он говорил: «Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор 11:30-31).


Далее Павел говорит коринфянам, что Иисус «хотя и распят в немощи, но жив силою Божиею». И это является для Павла образцом, благодаря которому он понимает христианскую жизнь и особенно парадокс его апостольского служения: «Мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас».
Вопрос: Снова не совсем понятно, что Павел имеет в виду.


Признавая свою немощь во Христе, Павел грозится применить исправляющую силу Христа, когда говорит со своими читателями.


«Испытывайте самих себя, в вере ли вы», - говорит им Павел. Вместо того, чтобы испытывать его, они должны исследовать самих себя. Он хочет, чтобы они увидели, придерживаются ли они веры Евангелия, и живут ли они в его свете. Коринфяне были убеждены, что они христиане, но поскольку они так утверждали, Павел просит, чтобы их нравственная жизнь соответствовала тому, что говорит это Евангелие. Испытывая себя Евангелием, они не только пройдут нужное испытание, но также увидят, что такое же испытание проходит и Павел.


Павел молится, чтобы они не делали никакого зла, и это значит, что они должны крепко держаться их веры и не должны возвращаться к безнравственной жизни. И Павел не просит делать это ради своей репутации, но ради того, чтобы они оказались найдеными в том, что поступают верно перед Богом. Реальным доказательством апостольства Павла и было бы то, что его новообращённые держатся веры, и исправили жизнь в нравственном отношении. Все, что ни делает Павел, все это ради истины—Евангелия.
Павел счастлив быть немощным, пока его новообращённые сильны (в Господе). В своем служении Павел часто обнаруживал, что, когда ему казалось, что он очень слаб, сила Бога действовала в жизнях других людей. Та разновидность силы, которую Павел искал в своих новообращённых - это приверженность Евангелию, и проявление этого в нравственном обновлении их жизни. «О сем-то и молимся, о вашем совершенстве», - говорит Павел. Для него не было важным преуспеть среди них, но главным для Павла являлось то, чтобы коринфяне могли продолжать возрастать в духовной зрелости.


Он говорит все это, так что, когда он прибудет к ним, он не намерен применять суровое дисциплинарное наказание в Церкви, но которое он применит среди тех, кто выступает против него. Павел характеризует свою власть, говоря о ней как о «данной мне Господом к созданию, а не к разорению». И при всем том, что основное предназначение власти Павла—для создания, и имеются случаи, когда он может использовать ее для разорения, как в данной ситуации.


Вопрос: Мы обычно не думаем о христианском служении как о «разорении». Мы думаем о нем как о «созидании». При каких обстоятельствах христианскому лидеру следует «разорить» что-либо?


Когда пророк Иеремия был призван к своей пророческой роли в Израиле, Бог сказал Иеремии, что его служение заключается в том, «чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1:10). Павел знал, что были времена, когда он должен был разбивать твердыни и убеждения, которые люди воззводят, восставая против познания Бога (2Кор 10:4-5), в то время когда он созидал других.
Павел считал своим обязательством не только основание Церкви, но и заботу о ней, чтобы быть уверенным, что она имела божественное руководство, и что они росли в благодати и познании Бога через Его Слово.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Заключительное наставление и приветствия (13:11-13)


«Наконец»—говорит Павел—«радуйтесь!». Греческое слово «хайрэтэ» также может означать «Прощайте!». В греческом основное значение этого следующее—«Исправляйте ваши пути, и обращайте внимание на то, что я сказал». Павел хотел, чтобы они отказались от какого-либо другого евангелия, которое проповедовали его противники (11:1-6). Он желал, чтобы коринфяне приняли его апостольство (10:13-18; 11:21-23; 12:11-13), и хотел быть уверенным, что никакая безнравственность не должна иметь места среди них (12:20-21).


«Будьте единомысленны, мирны»—говорит Павел. Разногласия, которые были у них раньше, похоже, продолжались, и Павел наставляет их, чтобы это прекратилось. И если они поступят так, тогда «Бог любви и мира будет с вами». Затем он говорит им приветствовать друг друга «лобзанием святым». Такой вид приветствия имел место в ранней Церкви длительное время. Однако, довольно рано некоторые руководители Церкви возразили против этой практики. Это было связано с тем, что на церковных встречах присутствовали и нехристиане и они были подозрительны к тому, что происходит на церковных собраниях. Также существовала опасность эротических извращений этой практики среди некоторых членов. Когда в наши дни гомосексуалисты открыто практикуют такое целование, христиане должны быть осторожны, чтобы не отождествлять себя с их практикой. Обратите внимание на комментарий по этой теме в конце Лекции 11 по 1-му посланию Коринфянам.


Благословение в ст.13—единственное место в Новом Завете, где Бог Отец, Сын и Святой Дух явно упомянуты вместе в таком благословении. В 8:9 Павел написал о благодати: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою». Эта мысль подчеркивает все, что Павел говорил коринфским христианам. «Любовь Божья» является главной темой всего богословия Павла. Спасение, примирение и мир с Богом – это полностью инициатива Бога. Это абсолютно незаслуженно нами и необычайно щедро с Его стороны. Наконец, «общение Святого Духа»—«койнония», по сути, означает «участие в …». Это может означать или «совместная работа со Святым Духом», или «общество, созданное Святым Духом». Наверное, оба значения верны.