PDF

Лекция 7―Эвальд Зайдель

Закон и благодать

Поклонение Израиля—Псалмы—Глава 9

Введение

Наше поклонение Богу в значительной степени отражает наши представления о Боге и наше отношение к Нему. Наши гимны, песни и молитвы отражают наше понимание Бога, иными словами – наше богословие. Эта связь сохраняется, когда мы рассматриваем поклонение Израиля. Исключение составляют псалмы, которые написаны людьми, вдохновенными Духом Святым на написание песнопений и молитв, которые имеют непреходящую ценность для поклонения народа Божьего.

В своем поклонении Богу Израиль регулярно использовал многие (если не все) псалмы из нашего Псалтыря. В культуре, где обучение происходило посредством многократного повторения и заучивания, многие израильтяне, по крайней мере, благочестивые, знали большую часть псалмов наизусть. Псалмы, вне всякого сомнения, во многом влияли на понимание народом характера Бога, Его отношения к ним и их отношения к Нему.

В псалмах часто встречаются ссылки на Божью «тору», «закон» или их синонимы, например: уставы, правила, наставления завета, заповеди, обязанности и устные предписания. Под «торой» израильтяне понимали все, что сказал им Бог. Они называли «торой» не просто Десять Заповедей и Закон завета, хотя последние играли в «торе» главную роль. В центре внимания псалмов―доверие Богу, потому что лишь Ему известно, что будет лучшим для Его народа. Бог будет хранить Свой народ во всех трудностях и житейских невзгодах. Все доброе, что приготовил им Бог, израильтяне могли найти в исполнении Божьего закона, Его слова.

Ссылки на закон встречаются в большинстве псалмов, а в 1, 18, 24 и 11 псалмах закон Божий является главной темой. Давайте рассмотрим эти псалмы более внимательно, чтобы увидеть ту роль, которую они играли в жизни народа Божьего завета.

Псалом 1

Это не просто псалом, с которого начинается Книга Псалмов. Вполне вероятно, что этот псалом был написан в качестве введения ко всему Псалтырю в целом, потому что он содержит некоторые темы, которые являются центральными для книги Псалмов, в общем. Он начинается с самого важного для людей вопроса: «Как может человек стать блаженным, или счастливым в этой жизни?» К этому же вопросу обратился в начале Своей Нагорной проповеди Иисус, сказав: «Блаженны те, кто…» (Матф. 5:3-10). Мирские представления о счастье радикально отличаются от того, что Бог говорит о нем, и поэтому для народа Божьего очень важно понять, чем эти два взгляда отличаются друг от друга. Народу Божьему следует научиться принимать Божью волю, жить в послушании Богу и принимать приготовленные Богом благословения.

Псалом 1 начинается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых…Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!». При этом вспоминается Божье повеление Иисусу Навину, когда Бог сказал: «Тщательно храни и исполняй закон… поучайся в ней (книге закона) день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих» (Иис. Н. 1:7-9).

Жизнь―это «перетягивание каната» между этими двумя мировоззрениями: счастлив, или благословен, может быть лишь тот, кто безоговорочно подчиняется Божьим указаниям, Божьему влиянию, учится послушанию Божьим словам.

Все, что участвует в формировании образа мыслей человека, участвует тем самым в формировании его образа жизни. Вот почему истинное благословение приходит к тем людям, чей образ мыслей сформировался под влиянием «торы». «Тора» иногда может ограничиваться только одной какой-то заповедью или повествованием о событиях, в которых Бог явил Свою силу. События в этом случае свидетельствуют о характере Давшего эти заповеди.

Те, кто отвергает Бога и Его слово, подобны «праху», который будет развеян ветром, и которому в день суда совершенно нечего будет сказать в свое оправдание. Здесь противопоставляются те, кому Бог дает устойчивость, стабильность, защиту и изобилие, и те, чья жизнь лишена малейшего смысла и кого ждет суд Божий.

Псалом 18

В этом псалме Давид сводит воедино невербальное откровение Бога в творении, или то, что иногда называют общим откровением, или более конкретно, естественный закон, который функционирует в творении, и живую динамичную силу Божью в моральном законе, который Он вложил в человеческие сердца. Оба откровения освещают природу друг друга. Автором этих законов является Бог, потому что оба эти закона отражают природу Бога. Апостол Павел говорил, что естественный закон указывает на Автора нравственного закона.

С незапамятных времен и вплоть до наших дней творение Божье пленяет воображение людей. В древности солнце, луна и звезды были объектом их поклонения. И сегодня в поисках совета при выборе жизненного пути люди нередко обращаются к гороскопам. Лишь христиане взирают на то, что стоит за всем этим―на славу Божью, на славу Создателя. Законы, действующие во Вселенной, свидетельствуют о разуме и мудрости, которые непостижимы для человеческого разума. И поэтому тщетно ищут себе оправдания люди, которые отказываются искать Того, Кто стоит за этим творением и всеобщим моральным законом (см. Рим. 1:18-20).

Бог указал место Солнцу, и оно движется по строго определенной орбите во Вселенной, описанной здесь как огромный брачный чертог. Оно излучает жизнь и радость, свидетельствуя о беспредельности Божьего правления (ст. 6а), о том, насколько оно широко и глубоко (ст. 6б).

Другой аспект Божьего творения, вызывающий изумление и благоговение―это Его моральный закон. Наравне с понятием «закон» псалмопевец использует его синонимы, такие как: «устав», «наставление», «заповедь», «повеление». Слово «Тора» здесь снова используется в значении «открытая людям воля Бога». Каждое изэтихпонятий характеризует какой-то один своеобразный аспект «торы». Собранные воедино, они указывают на практическую цель Божьего откровения: помочь людям научиться почитать Бога, осознанно доверять Ему, а также дать им знание о том, как необходимо повиноваться Богу.

Божий закон совершенен, он непоколебим, справедлив и истинен. Он―прямая противоположность мирской мудрости с ее компромиссами, лицемерием и полуправдами и изменениями от ситуации к ситуации. Божий закон оживляет душу, умудряет простых, веселит сердце, помогает хранить чистоту и дарит верующему ясное зрение. Он драгоценнее всех земных сокровищ. Ничто не в силах укрыться от его света, даже «тайные прегрешения».

Свой псалом псалмопевец завершает принесением своих слов и мыслей в благоугодную жертву Богу, к Которому он прибегает не как к Судье, а как к Твердыне, в Которой он ищет убежища.

Псалом 24

В этом псалме Давид затрагивает три проблемы: 1) нападки его врагов; 2) нужда в Божьем руководстве; 3) бремя вины. В последнем стихе Давид просит Бога даровать избавление не только ему, но и всему народу.

Израильский народ предпринимал бесчисленные попытки уподобиться другим народам, полагавшимся лишь на свою собственную мудрость и силы. Царь же израильский, Давид, в свою очередь пытался показать народу, что только Бог должен был стать средоточием надежд Израиля и образ их жизни должен сосредотачиваться на Боге. Этот псалом Давид начинает словами: «К Тебе, Господь, возношу я душу мою». Он вновь и вновь подчеркивает центральное место Бога в своей жизни: «Ты Бог спасения моего» (ст. 5), «очи мои всегда к Господу» (ст. 15), «я на Тебя надеюсь» (ст. 21).

Дальше Давид просит о Божьем руководстве: «Укажи мне, Господи, пути Твои, и научи меня…, и направь меня» (ст. 4-5). Он ясно осознает, что без помощи свыше не сможет понять общую волю Божью, и то, что новозаветный автор называет способностью «к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Эта способность утраченная Адамом и Евой в Эдемском саду, есть основа мировоззрения, с Божьей точки зрения.

Чтобы понять Божии пути, Давиду были необходимы:

  1. настойчивость: «на тебя надеюсь всякий день» (ст. 5), «очи мои всегда к Господу» (ст. 15).
  2. покаяние: «грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай» (ст. 7), «прости согрешение мое, ибо велико оно» (ст. 11), «прости все грехи мои» (ст. 18).
  3. смиренная почтительность, благоговение―и желание учиться. Давид говорит: «Господь… направляет кротких к правде и научает кротких путям Своим» (ст. 9), а затем продолжает «кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать» (ст. 12); а также: «тайна Господня―боящимся Его, и завет Свой Он откроет им» (ст. 14).
  4. понимание характера Бога―Бог верен (ст. 3,10), милосерден и исполнен любви (ст. 6, 10), благ и праведен (ст. 7-8), Бог милостив (ст. 16).

И лишь тот, чья дружба с Богом крепнет день ото дня (cт.14), кто живет в послушании Его заповедям, сможет отчетливее видеть Его пути, познает Его избавление, сможет хранить свою совесть незапятнанной. Упование Давида на Бога―это не пассивная покорность, а активное служение Богу. И хотя его надежды в конце псалма так и не оправдываются, Давид не прекращает взирать на Господа, потому что все свои надежды он возлагает лишь на Него.

Псалом 118

Псалом 118 является собранием молитв к Богу. В этом псалме использован целый ряд понятий синонимичных слову «тора»: закон, откровения, повеления, уставы, заповеди, суды правды, слова. Все изложенное в псалме тесным образом связано со Второзаконием, или заветом. Слова эти обращены к Яхве, и большая их часть―это вопль преследуемого и угнетаемого человека, который старается жить благочестивой жизнью. Итак, как благочестивый человек может встретить жизнь лицом к лицу таким образом, чтобы она вдохновляла его, направляла его стопы и давала видение жизненного пути, который действительно приносит удовлетворение и угоден Богу?

В стихах с 1-8
псалмопевец осознает, что Бог благословляет того, кто всем сердцем ищет Его и ходит Его путями, исполняя Его закон. В первых же строках псалма слышится признание, что жизнь -это конфликт, и поэтому псалмопевец молится о непоколебимости в своих взаимоотношениях с Богом и о силах быть Ему послушным. Только так его совесть сможет быть чиста, и он будет в состоянии славить Бога от всего сердца.

В стихах 9-16
звучит совет юноше о том, что чистоту свою он может сохранить, лишь живя по слову Божьему. В воображении читателя возникает картина ученика, сидящего у ног Учителя и жадно впитывающего каждое из произносимых Им слов. Он повторяет слова Учителя, как бы пытаясь заучить их наизусть; т.е. «устами моими возвещал я все суды уст Твоих». Потом он размышляет над этими словами и прячет их в своем сердце, потому что желание угодить Богу сильнее всех остальных его желаний. Он осознает, что истинные сокровища этой жизни скрыты в послушании Богу.

В стихах 17-24
псалмопевец молится об избавлении от преследований и лучшем понимании Божьей воли для своей жизни, как она открыта в «торе». В мире, чье неприятие Бога нашло свое выражение в пренебрежении, презрении и злословии, псалмопевец чувствует себя чужим («странником»). Он обращается к Богу не только в поисках избавления от врагов, но и за советом, просветлением и благодатью, чтобы знать, как ему жить в таком окружении. Псалмопевец признает, что ответы на свои вопросы он найдет лишь в Слове Божьем и Его заповедях.

В стихах 25-32
мы видим, что, несмотря на то, что молитва псалмопевца является сетованием, тем не менее, он осознает, что между ним и Богом существуют взаимоотношения Завета и всем Божьим обещаниям следует доверять. Он просит у Бога понимания Его слов («повелений») и дел («чудес»), потому что и то, и другое поможет ему идти дальше, невзирая на все трудности. Они несут ему не только ободрение, но и дарят истинную свободу, дающую ему возможность повиноваться Богу от всего своего сердца.

В стихах 33-40
псалмопевец понимает, что он обрел свободу в повиновении Богу, и, тем не менее, ему не обойтись без помощи свыше, чтобы понять, как повиноваться Божьему закону от всего сердца. Он осознает, что каждый день находится в сфере влияния сил, неустанно пытающихся вынудить его отвернуться от того, что угодно Богу, и пуститься в погоню за «личной наживой». Жизнь―это битва между тем, чего хотят для себя люди, и тем, чего хочет для них Бог. Вопреки широко распространенному мнению, истинная праведность, как и все поистине прекрасное и доброе в жизни, скрыта в послушании Божьему Слову, Его закону, уставам, повелениям, заповедям и откровениям. Псалмопевец молится о правильном восприятии моральных и материальных ценностей.

В стихах 41-48
псалмопевец молится об избавлении от бед в полном доверии Богу и Его слову, так чтобы жизнь его могла превратиться в свидетельство «непреходящей любви» Бога. Враги осыпают его насмешками, не веря в Божью доброту и великодушие, но псалмопевец просит Бога дать ему доказательства. Он уверен, что слово Божье―истинно. Вот почему он повинуется тому, что ему уже ясно и размышляет над тем, чего еще не смог понять до конца.

В стихах 49-56
псалмопевец говорит о надежде и утешении, которые он получил от слова Божьего среди страданий и поношений (ст. 49-50, 52 и частично ст. 55). Он твердо держится своего решения взирать всегда и во всем лишь на Бога и повиноваться Его закону.

В стихах 57-64
мы видим, что псалмопевец ищет Господа («Его лицо») и повинуется Его законам и это стало плодом осознанного решения перед лицом враждебного окружения. Именно поэтому он в состоянии помочь тем, кто оказался в таком же положении. Он осознает, что понимание закона Божьего и повиновение Ему с неизбежностью вызывают у человека чувство благодарности по отношению к Богу за Его любовь к Своему народу. Лишь живой Бог мог быть Автором законов, ведущих человека к истинному добру.

В стихах 65-72
мы находим, что страдание в жизни псалмопевца принесло свои добрые плоды. Именно оно заставило его осознать, что Бог добр и милостив, что Его слово―живо и могущественно и исходит непосредственно из Его уст. Мудрые суждения открыли псалмопевцу глаза на то, что закон Его―не просто набор правил, а божественное наставление, следуя которому человек сможет познать истинное благополучие. Он высоко ценит чудо Божьего закона и цель, с которой он был дан.

В стихах 73-80
псалмопевец просит Бога завершить Свой труд воссоздания, начатый в его жизни, послав ему дар понимания путей Божьих (ст. 73). Он молится о том, чтобы жизнь его стала ободрением для общества боящихся Бога. Бог, давший Своему народу закон, праведен и верен, Его доброта и милосердие непреходящи. Псалмопевец просит Бога дать ему силы хранить верность своему Господу перед лицом врагов, чтобы и дальше жить с чистой совестью.

В стихах 81-88
мы читаем молитву человека, попавшего в невыносимо трудные обстоятельства, который не в силах понять, почему Бог не дает ему избавления. «Истаивают очи мои о слове Твоем». Молящийся усыхает «как мех в дыму». Враги чуть не погубили его, и тем не менее он вновь заявляет о своей решимости повиноваться Господу, уверяя себя, что любовь Божья будет его хранить.

В стихах 89-96
псалмопевец рассматривает закон Божий, как выражение Божьей природы, которая также неизменна, как и законы, по сей день управляющие Божьим творением. Не имея возможности полагаться на этот закон Божий, псалмопевец не смог бы пережить все гонения и страдания. Он видит, что не закон был причиной его несчастий, как заявляют некоторые; более того, именно закон сохранял ему жизнь даже в самые смутные времена. У любого человеческого «совершенства» есть предел, глубина же Божьих повелений непостижима.

В стихах 97-104
говорится, что подлинная мудрость, проницательность и понимание исходят от Божьего слова. Псалмопевец подчеркивает, что Слово Божие―это отнюдь не руководство из серии «Сделай сам». Процесс обретения мудрости длится всю жизнь, и, скорее всего, это Божий дар, который мы получаем непосредственно через Слово Божие. В наше время, когда релятивизм пустил корни в жизнь многих христиан, особенно актуально звучит та истина, что слово Божье неизменно для всех людей (ст. 104). Истина непосредственно связана с вечно неизменным Богом, стремящимся привести Свой народ к общему пониманию Своего характера и Своих путей. Это чрезвычайно важный библейский факт, который следует усвоить, особенно в наше время, когда некоторые богословы популяризируют идею о Боге, Который способен изменяться.

В стихах 105-112
псалмопевец говорит, что он непрестанно взирает на Бога и находится на Его стороне, когда просит Господа действовать «по слову» Своему и в согласии со Своими обещаниями. В Завете Израиль был призван повиноваться Божьему слову. Бог, со Своей стороны, обещал заботиться об израильтянах, защищать от врагов, благословить их и их землю. Лишь слово Божье могло рассеять тьму, в которую время от времени погружается богобоязненный, и указать путь, по которому ему следовало идти. И это самое слово в состоянии указать человеку выход из тупика, вне зависимости от того, какие испытания ему уготованы.

В стихах 113-120
псалмопевец выражает свою любовь к Божьему закону, он говорит также, что человек двоедушный просто не в состоянии понять это чувство. Псалмопевец относится к закону Божьему со святым благоговением, потому что знает Автора этого закона. Его безоговорочная преданность Богу прямо противоположна вероломству тех,кторешил идти по жизни своим путем. Жизнь псалмопевца―это жизнь надежды, их же жизнь подобна «отметаемой изгори» (ст. 119). Он в состоянии любить Закон Божий и, в то же время, трепетать перед ним. Эти два отношения для посвященного Богу человека не являются взаимоисключающими.

Стихи 121-128
это обращение к Богу с мольбой. Псалмопевец говорит о своем стремлении быть послушным Господу в рамках взаимоотношений Завета и теперь просит Его не откладывать больше Своего избавления. Он осознает, что послушание слуги Господа не должно быть слепым и поэтому просит у Бога мудрости для понимания Его откровений. Он также просит Бога вмешаться в жизнь морально разлагающегося общества, в котором он живет, общества, постоянно попирающего Божьи законы (ст. 126).

В стихах 129-136
мы становимся свидетелями того, что псалмопевец в благодарном восхищении принимает чудо отрытого ему Божьего закона. Он видит стоящую за этим законом бесконечную мудрость; мудрость, которая открыта даже простым людям. Он просит Бога помочь ему воплотить свое понимание в практику жизни, так чтобы не попасть в сети порока и выстоять против всех нападок врагов. Сердце его исполняется болью при мысли о том, что другие не смогли оценить это чудо по достоинству.

В стихах 137-144
красной нитью проходит тема праведности или справедливости Бога и Его повелений. Божьи законы с честью выдержали все испытания, которым они подвергались в течение многих веков и были признаны истинными и достойными доверия. Они никогда не изменяются, и они всегда верны.

В стихах 145-152
псалмопевец говорит, что послушание Божьим уставам, откровениям, Слову Божьему, обетованиям Божьим, законам и заповедям не имеет ничего общего с законничеством. Бог близок, и он с радостью повинуется Ему. День и ночь взывает псалмопевец к живому Богу, и вся его надежда―на Его Слово. Он усвоил, что закон Божий отражает природу Бога, и потому он утвержден навеки.

Стихи 153-160
Эта молитва, как и многие предыдущие, повествует о страданиях, которые доставляют псалмопевцу преследования. Моля об избавлении, он взывает к Божьей любви и состраданию. Вполне возможно, что, прося Бога сохранить ему жизнь по законам Его, псалмопевец имеет в виду божественный закон, управляющий распределением наказаний и наград, т.е: «что посеет человек, то и пожнет». Эту молитву он заканчивает точно так же, как и предыдущую―напоминанием, что Божьи законы не только праведны, но и вечны. Закон Божий вечен, потому что он отражает вечность Яхве. Именно это дает страдальцу надежду и делает его стойким и непоколебимым.

В стихах 161-168
псалмопевец говорит, что обетования Божьи подобны сундукам с сокровищами. Они полны прекрасных, восхитительных вещей. Псалмопевец весь день напролет славит Бога за Его праведные законы. Соблюдение Божьих законов несет мир и сохраняет человека от морального падения.

Стихи 169-176
является последним отрывком в этом сборнике. В этой молитве псалмопевец признает, что главная цель его жизни―это прославление Бога. Он просит Господа дать ему понимание Его закона, так чтобы он был в состоянии исполнить в своей жизни нравственную Божью волю. Псалмопевец оказался между двух фронтов: на одной стороне стоит Божий закон с его требованиями и ожиданиями, с другой―неотступные безбожные влияния. Псалмопевец осознает, что он находится где-то посредине. Псалмопевец старался изо всех сил быть послушным Богу, но, тем не менее, временами он начинает блуждать, как потерянная овца. При всем этом, Яхве пребывает любящим Пастырем, без устали ищущим овец Своего стада.

Благодать в псалмах

В псалмах Бог предстает как милостивый, сострадательный и изобилующий любовью. Бог знал, что люди―это всего лишь прах. Но, несмотря на их непокорство, Господь не истребил их. Он не стал воздавать за их грехи и беззакония «по заслугам». По Своей великой любви Господь смягчился и сделал сострадательными сердца тех, у кого израильтяне были в плену. Он простил израильтянам грехи и исцелил их от болезней.

Бог заботился о земле, орошал ее и удобрял так, чтобы она давала обильный урожай Его народу. Он утолял жажду и голод израильтян. Он освободил их от оков, дал зрение слепым, накормил бедных, ободрял павших духом, заботился о странниках, сиротах и вдовах. Он спасал их от тех, кто расставлял для них западни, Он дарил им убежище «под Своими крыльями».

Поскольку Бог «благ и праведен…, потому (Он) наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде и научает их путям Своим». В Своей любви и милосердии Господь хочет, чтобы они испытали все блага, которые Он приготовил им.