PDFЛекция 11/1―Эвальд Зайдель

ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ

Закон в Послании к Евреям и в Послании Иакова—Главы 15 & 16 (Часть 1)

КАКОЙ ПРОБЛЕМЕ ПОСВЯЩЕНО ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ?

Это послание было адресовано христианам-евреям, которые столкнулись с серьезными угрозами их вере. Это были времена, когда христиан изгоняли из еврейских общин. Столкнувшись с полной изоляцией, они оставались один на один миром, который становился все более враждебным по отношению к ним. Еврейские верующие находились в двойственном положении: с одной стороны, они должны были хранить верность своему государству и религии, с другой стороны, они должны были сохранить верность христианской церкви. Они должны были принять жизненно важное решение: либо навсегда оставить древние традиции, которые были дороги каждому еврею, либо вернуться к ним, порывая с вновь обретенной верой во Христа.

Многие верующие перестали духовно трудиться, пали духом и были готовы все оставить. Их возрастание в христианской вере было не достаточным, как это можно было ожидать. Им недоставало глубокого понимания своей веры. Некоторые из них перестали ободрять друг друга в вере и посещать собрания христиан. Они легко поддавались влиянию других учений, подвергая себя опасности потерять Божьи обетования, и приближались к грани полного крушения в вере. Автор послания говорит, что, страшный суд ожидает того, кто отвергнет Христа после своего обращения и познания Иисуса и всех преимуществ спасения в Нем.

Вполне вероятно, что многие верующие хотели вернуться к иудаизму, поскольку: 1) они не нашли в христианстве видимого царства Божьего, которого они ожидали, и/или 2) их соплеменники принуждали их возвращаться в иудаизм перед лицом серьезного национального кризиса, который переживал еврейский народ в этот период.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПОСЛАНИЯ К ЕВРЕЯМ

Автор послания стремится помочь евреям-христианам уяснить:

  1. Изумительную природу наивысшего Божественного откровения в Иисусе Христе.
  2. Истинно небесную и неизменную природу благословений, которые может безвозмездно получить всякий, кто готов принять их верой.
  3. Смысл страданий и терпения в земной жизни верующего.
  4. Тяжесть последствий отвержения Бога после того, как весть о Нем была услышана.

Центральное место в цепи аргументов автора занимает мысль о том, что все, происходившее ранее, было лишь «бледным подобием истинного» или «тенью будущих благ». ВЗ стал предзнаменованием Христа. Теперь, когда откровение в Иисусе Христе уже дано, и путь к примирению открыт, последнее и окончательное Божье Слово уже произнесено.

Священство Иисуса превыше всего, что было до Него. В отличие от священников по чину Аарона, Иисус бессмертен и безгрешен. Прежде, чем принести жертву за грехи других людей, священники должны были принести жертву для своего собственного очищения. Их жертвоприношения должны были совершаться вновь и вновь, служа постоянным напоминанием о грехах людей, в то время как Иисус единожды принесши Себя в жертву, решил проблему греха навсегда.

Священство вечное и священство преходящее (7:11–28)

Главная тема этих стихов—превосходство священства Христа. В процессе изложения этой темы затрагиваются несколько важных вопросов, которые связаны с «законом». Автор ссылается на псалом 109:4, который указывает на обещание Бога дать вечное священство, решительно отличающееся от священства по чину Аарона. Это священство будет по чину Мелхиседека.

«Если бы совершенство достигалось через священство левитов, а оно представляло собой основу того закона, который был дан народу, то разве была бы нужда в другом священнике—по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?» (Евр.7:11).

Принято считать, что когда автор послания использует термин «закон» в его общем смысле, он подразумевает систему, которая представлена в книге Левит. Евреи действительно не разделяли Левитский закон и закон Моисея. Закон оставался законом. Однако если мы хотим понять истинный смысл слов автора послания, нам необходимо сосредоточить свое внимание на вопросе, который мог бы четко вписаться именно в этот контекст. Когда автор говорит, что на основе левитского священства был дан закон, было бы очень полезно знать, о каком именно «законе» он говорит. Лейн перевел эти слова так: «Потому что народ получил указания относительно левитского священства». Другими словами, это был закон, регулировавший вопрос священства, предписывавший, кому позволительно быть священником и к какому роду он должен принадлежать. Из этого закона со всей очевидностью следовало, что священство по чину Аарона, передавалось по наследству. Автор послания не ссылается на весь закон Моисея или на нравственный закон в рамках этого закона. Он подразумевает определенный аспект левитского закона, который регулировал вопросы священства и системы жертвоприношений.

Однако Иисус Христос, не происходил из рода Аарона. Каким же образом автор послания мог говорить о вечном священстве Христа? Если «совершенство» было недостижимо посредством священства по чину Аарона, то необходима была другая модель священства. Но что это за «совершенство», которого не могло достичь левитское священство? Священство должно было дать людям возможность «приблизиться к Богу», но вследствие слабости его представителей и природы его жертв оно было не в состоянии очистить людей от грехов.

Своим обещанием в псалме 109:4 Господь приготовил людей к изменениям. Основой священства Христа должен был стать «чин Мелхиседека», загадочный образ которого, внезапно появляется и столь же внезапно исчезает в кн. Бытие 14:17–20. При этом создается впечатление, что «Ничего не известно ни о его отце, ни о матери, ни о других его предках, ни о начале, ни о конце его жизни, но он, уподобляется Сыну Божьему» (7:3).

Но если в священстве, предписанном законом, должны были произойти изменения, необходимо было изменить наследственную передачу священства по чину Аарона, а также систему жертвоприношений. В этом контексте в пользу такого истолкования термина «закон» свидетельствуют также слова о том, что Иисус стал теперь священником «не по закону заповеди плотской» («непо закону, который требовал принадлежности к определенному роду») (7:16).

Автор послания пишет: «Прежняя заповедь отвергнута, потому что она оказалась слабой и бесполезной (закон вообще ничего не сделал совершенным)». Здесь он снова ссылается на священство по чину Аарона и сопутствовавшую этому священству систему жертвоприношений. Прежняя система была задумана как переходной вариант, который подготавливал людей к окончательному решению проблемы человеческой греховности. Она в некоторой степени отражала другой закон, гласивший, что «без пролития крови не бывает прощения» (9:22). Она наглядно показывала, что грех отчуждает людей от Бога и что за него необходимо заплатить. Для того чтобы грешник не был осужден к смерти, его место должна была занять чистая, невинная жертва, достойная быть его заменой. То, что предвещала эта древняя система, теперь свершилось в Иисусе Христе.

Евр. 10:1–18 является основным выводом аргументов автора по этому вопросу.

Старый порядок был предзнаменованием нового и лучшего пути (10:1–18)

Особый интерес для автора послания представляет вопрос очищения совести, неразрешимый с точки зрения старого закона, или в левитской системе жертвоприношений. Эта система не освобождала и от сознания грехов (10:1–4). Очищение совести было необходимо для свободного доступа к Богу (10:22). Это стало возможным лишь благодаря жертве Иисуса Христа, (см. Деян. 23:1–3). Но только ли неизменная и непорочная природа Иисуса делала Его угодным в глазах Бога?

Помня о том, что его послание адресовано евреям, многие из которых были очень хорошо знакомы с ветхозаветными Писаниями, автор ссылается на псалом 39:7-9, чтобы указать на предзнаменование деяний Иисуса, которые он содержит.

Автор послания цитирует Септуагинту («перевод 70–ти»), где фраза «открыл мне уши» заменена на «уготовил мне тело». «Открывание ушей» или чищение ушей было одной из операций, проделанных Богом при сотворении человеческого тела. В этом случае, «ухо» используется для слушания Бога. Хотя уши даны людям для того, чтобы они могли слышать, далеко не все используют их для того, чтобы выслушать то, что хочет сказать Бог. Вот почему в Евангелиях Иисус нередко говорил: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть слышит!» Мысль об ухе, которое прислушивается к словам Бога, была развита у пророка Исаии, когда тот на примере показал послушание Слуги Господа в противовес глухоте и непослушанию народа Израиля.

«Господь Бог дал мне язык мудрый, чтоб я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает ухо мое, чтоб я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл мне ухо, и я не воспротивился, не отступил назад» (Ис. 50:4–5).

«Облекшись» в человеческое тело, отождествив Себя с человечеством, Иисус пришел в этот мир исполнять волю Бога. Исполнение Божьей воли означало для Иисуса не только принять крест и открыть падшему человечеству путь к искуплению. Причина, по которой Он смог исполнить волю Отца, состояла в том, что Христос, Сын Божий, жил в согласии с волей Своего Отца. Он принял волю Отца во всей ее полноте, вплоть до крестной смерти. В Своем теле Иисус стал олицетворением совершенного послушания, и в то же время, Он стал жертвой.

Слова Иисуса о том, что Бог Отец «тело уготовал Мне» указывают на то, что послушание Иисуса должно было осуществиться в Его воплощении. Согласие на воплощение было началом подчинения Иисуса воле Отца в качестве человеческого существа. Своего кульминационного пункта покорность Иисуса достигла в последнем акте этого послушания—в согласии принять смерть на кресте. Воля Отца стала Его волей. Поэтому Иисус Христос, по словам апостола Павла, стал «новым Адамом».

Бессознательные жертвы не могли бы удовлетворить Бога. В Иисусе Христе «Человек» находился во взаимоотношениях совершенного послушания Отцу. «Несмотря на то, что Он был Сыном (Божьим), Он в своих страданиях научился послушанию» (5:8). В отличие от нашего «ученического» послушания, «Он с самого начала вступил на тропу послушания Богу. Через страдания, которые Он переживал на Своем пути вследствие Своего послушания, Иисус познал, что значит быть послушным Богу, будучи человеком на этой земле».

Принесение в жертву Своего тела означает принесение в жертву всего Себя (см. как Павел применяет эту концепцию в Рим. 12:1–2). Верующие обрели святость посредством принесения в жертву тела Христа, или посредством Его крови. Эти два выражения разными словами описывают один и тот же факт—полное подчинение Иисуса Отцу, вплоть до смерти.

В этих стихах автор послания дважды приводит цитаты из ВЗ, которые указывают на Иисуса: «Я иду, чтобы исполнить Твою волю, Боже!» (10:7,9). За этим следует утверждение: «Именно по этой (Божьей) воле мы были раз и навсегда освящены принесением в жертву тела Иисуса Христа».

Вполне может быть, что, как утверждают некоторые богословы под этой «волей» подразумевается воля Отца, чтобы Иисус Христос умер вместо нас, с целью дать нам искупление. Однако, в виду того, что автор послания говорит о том, что «мы освящены» (10:10) и еще «освящаемы» (10:14), эту освящающую нас «волю» мы должны понимать и в более широком смысле. Поскольку мы освящены смертью Того, Чье послушание было безукоризненным, мы и сейчас освящаемся, принимая «волю», которая готова быть послушной Богу не взирая ни на что. Здесь речь идет о послушании Богу длиною в жизнь. Этот вопрос был актуален не только для еврейских христиан, которые стоят перед множеством проблем, ждущих своего разрешения. Не менее актуален этот вопрос и в наши дни, когда в христианской церкви господствует прагматизм. Иными словами, мы должны сделать так, чтобы сыновство Христово в Его послушании проявилось в нас, в нашей жизни, во всех повседневных ситуациях, в жизни и служении.

Ветхозаветное обетование о том, что однажды Бог установит со Своим народом новый завет, вложит Свой закон в их разум и запечатлит его в их сердце, исполнилось в Иисусе Христе. Теперь закон Божий не только «вживлен» в жизнь верующего, но и с водворением присутствия Христа, в первый раз со времен грехопадения, в жизнь верующего входит воля небесного Отца, а вместе с ней―способность быть ей послушным.

Разрешая проблему греха раз и навсегда, Христос очищает совесть, освобождает сознание от прощеных грехов. При старой системе жертвоприношений, люди, поклоняющиеся Богу, ежегодно получали напоминание об их грехах. А сейчас они получали прощение, а грехи их стирались, не оставляя о себе воспоминаний.

В прошлом время от времени Бог говорил через многих людей и разными способами. Но в последние времена Он говорит через Своего Сына, Свое последнее и окончательное Слово. Христос—совершенный Божий Человек, через Него Бог воссоздает нас, чтобы мы стали послушными людьми, какими Он нас замыслил.

Христиане, «оскорбившие Духа благодати» (Евр. 10:29) мыслями о том, что они находятся в полной безопасности благодаря новообретенному опыту, не понимающие необходимости постоянного послушания, пребывают в прискорбном заблуждении. Обращение—это присоединение к новозаветному сообществу веры и послушания. Новозаветное спасение предполагает не меньший интерес к послушанию Божьей воле, и дает способность ценить и признавать Божьи требования по отношению к верующему. Оно показывает, насколько зависим верующий от Божьей благодати, явленной в Иисусе Христе.

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА

К кому обращается Иаков?

Иаков говорит, что пишет Он «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии». По всей вероятности это были молодые церкви, большинство членов которых были евреями в начальный период истории христианства.

Иаков напоминает им, что они должны быть готовы к бедствиям, трудностям, искушениям. Они всегда были частью их истории, испытывая их веру и производя терпение. Если при попытке осмыслить происходящее верующие наталкиваются на непреодолимые препятствия, они должны просить у Бога мудрости. Вне зависимости от того, богаты они или бедны, они все вместе идут по одной дороге. Никто не вправе считать себя особо привилегированным или особо обделенным.

Искушения никогда не исходят от Бога. Их разрушительная сила зависит от того, какую почву мы им предоставляем. Бог посылает только добро, потому что Он верен во всем. Свидетельство тому—исторический путь Израиля. Читая Слово Божье, необходимо следить за тем, чтобы прочитанное отразилось в повседневной жизни.

Основная мысль, которую содержит ВЗ, для апостола Иакова тесно связана с явлением Иисуса, с Его делами и учением. В избрании двенадцати апостолов Господь Иисус Христос вводил Израиль Ветхого Завета в предназначенную ему полноту реальности Нового Завета. Павел в послании к Римлянам учил, что христиане—дети Авраама, и что Авраам—их отец. Иаков разделяет эти взгляды и объясняет значение этих взаимоотношений (2:20–24). Он рассматривает учение Иисуса, как исполнение открытого Богом в ВЗ. Иаков считает, что новое корнями своими уходит в старое, что правильно понять новое можно лишь рассматривая его в свете старого.

Своим обращением к «двенадцати коленам» Иаков делает Церковь участницей истории спасения. Она подобна страннику, идущему через пустыню жизни, который направляется к «земле обетованной». Церковь испытывает такое же давление со стороны мира с его нормами и правилами, которое переживал Израиль в своем странствии. Подобно Израилю, Церковь рассеяна по миру, который внушает ей страх и подвергает её испытаниям. Ее родина не здесь. Церковь также искуплена «кровью Агнца» и находится на пути к окончательному исполнению всех Божьих обетований.

Что такое Закон?

На что указывает Иаков, говоря о «совершенном законе, законе свободы» (1:25), «законе царском» (2:8) и «законе» (2:9)? Перед нами синонимы или разные законы, о которых говорит Иаков? Не удивительно, что человек, воспитанный в иудейской традиции, затрагивает вопрос о законе в послании, которое, главным образом, посвящено практическим проблемам в церкви? Но какой смысл вкладывает он в слово «закон»?

Интересно, что Иаков, который говорит о себе, как о слуге Бога и Господа Иисуса Христа (1:1), и называет Иисуса Христа «Господом славы» (2:1), связывает «царский закон» не с учением Иисуса, а с «Писаниями» (2:8). Наверняка Иаков хорошо знал о том, что Господь включил эту заповедь в Свою притчу о добром самарянине (Лк. 10:27б; Лев. 19:18). Хотя, нужно отметить, Писания Нового Завета в те времена еще не были записаны. Продолжая свою мысль, Иаков ставит знак равенства между «законом совершенным, законом свободы» и «словом (Божьим)» (Иак. 1:23–25).

Единственным «словом», существовавшим в те времена, был ВЗ. Далее Иаков обращается к тем, кто совершает грехи, которых «закон обличает как преступников» (2:9). Этого же понимания придерживались и другие ученики Христа, потому что Иоанн тоже почитал грех «беззаконием» (1 Ин. 3:4). Последнее, очевидно, трактовалось в свете того, что сказано Богом в Ветхом Завете.

Иаков старается донести до читателя мысль о том, что Бог сказал людям Свое слово, и все, что Он говорил и говорит—истинно. Таким образом, закон обязателен для исполнения; ослушаться—значит нарушить Божий закон. Именно посредством этого слова Бог приводит человека к новому рождению в Иисусе Христе (1:18). Когда-то Бог словом Своим создал миры. Так же и сегодня Он говорит и оживотворяет мертвых по своим преступлениям и грехам (Еф. 2:1). Это же слово является еще и законом, потому что несет порядок и истинную свободу всем, кто принимает его и претворяет в жизнь. Вселенная существует в совершенной свободе в рамках действующего в ней закона. Согласно этому же принципу верующие обретают истинную свободу, подчинившись закону Божьему, который должен действовать в жизни отдельных верующих и христианских общин. Закон—это Слово, сказанное Богом.

Иаков особое внимание обращает на связь «царского закона» со всем законом Божьим и подчеркивает, что они составляют неделимое целое. Апостол пишет, что всякий, кто, соблюдая весь закон, хоть один раз оступится, становится виновным в нарушении всего закона (2:10). Вслед за этим Иаков ссылается на Десять заповедей (2:11). «Царский закон» не отменяет другие заповеди, он побуждает человека исполнять все остальные заповеди. В ВЗ Израиль получает повелениеследовать заповедям. Но лишь с приходом Иисуса Христа люди получили мотивацию любви, которая должна была лечь в основу этого послушания.

От закона Иаков обращается к Законодателю. «Тот, кто сказал... сказал и...» (2:11). Закон неделим, потому что он отражает многообразие природы и личности Бога в Его отношениях с людьми. Будучи Тем, Кто Он есть, Господь ожидает, что люди будут относиться к Нему и друг к другу так, чтобы эти отношения находились в согласии с Его природой. Нарушить любую из Десяти заповедей—т.е. один из законов взаимоотношений—значит пошатнуть эти взаимоотношения. Так, например, невозможно нормальные взаимоотношения с человеком, которого вы обманываете.

Закон Божий—это не цепи рабства. Закон отмечает рубеж, который обозначает конец рабской зависимости от греха и начало новой свободы быть такими, какими желает видеть нас Бог.

В наше время молодые и не очень молодые люди стремятся «стать собой», стать более «человечными». Они настолько ревностно стараются избавиться от «всего старого»—социальных норм и обычаев, библейского учения и традиций, что для нас возникает необходимость разобраться, что же это значит—«быть самим собой».

Мы были созданы по образу и подобию Бога, потому истинная свобода заключается в том, чтобы быть такими, какими замыслил нас Бог. Но как же нам следует жить, чтобы отражать образ Бога и быть похожими на Него? Многие наши современники пытаются постичь скрытую в них «духовность» или «бога», «который внутри них». Иаков говорит нам, что постичь секреты как стать самим собой можно благодаря «закону свободы» (2:12). Почему он ставит рядом два, казалось бы, противоположных понятия?

Если мы понимаем, что в законе Божьем нашло выражение то, чего Бог ожидает от нас, созданных по Его образу, то исполняя Его заповеди, мы познаем, какими именно замыслил нас Бог. Это послушание приоткрывает перед миром природу и характер Бога. Занимаясь исследованием своей «духовности», мы занимаемся в первую очередь собой. Бог же призывает нас к жизни, в центре которой находится Он, к жизни, посвященной Его прославлению. Об этом совершенно четко было сказано Израилю в книге Второзаконие 4:6–8.

«Божий закон описывает жизнь истинной свободы; в то время как послушание распахивает дверь в свободную жизнь». Для верующего акт послушания открывает доступ к силе Божьей. Как заявил Петр, обращаясь к синедриону: «Свидетели этому—мы и Дух Святой, которого Бог дал тем, кто послушен Ему.» (Деян. 5:32). Апостол говорит не о даре Святого Духа, который верующий получает при обращении. Он говорит об особых силах, которые Святой Дух дарует нам, когда мы в послушании следуем воле Божьей. В жизни послушного христианина образ Божий отражается особенно явственно.

Десять заповедей это закон о взаимоотношениях. Человек в состоянии исполнить Десять заповедей только таким способом, который угоден Богу, когда человеком руководит любовь, а не принуждение. Вот почему Иаков ссылается на «царский закон», который призывает любить ближнего, как самого себя (2:8). В этой же главе он напоминает читателям о важности закона в целом. В то время как заповедь о любви к ближнему записана уже в ВЗ, только жизнь во Христе дает возможность исполнить ее так, как этого желает Господь.