PDF

Лекция 11/2―Эвальд Зайдель

ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ

Закон в Послании к Евреям и в Послании Иакова—Главы 15 & 16 (Часть 2)

Послушная вера (2:14–26)

Люди, слушавшие Павла «в пол-уха», распространяли мнение о том, что христиане упразднили закон, поскольку единственное что нужно―это вера во Христа и только вера. Теперь, когда они стали христианами, необходимость соблюдения закона рассматривалась ими, как попытка вернуть их в прежнее рабство.

В случае, когда читатели не поняли первый аргумент Иакова о законе, который несет свободу, апостол прибегает к другому аргументу. Он показывает, что вера, которая не проявляется в послушании Богу, совершенно бессмысленна―она мертва (2:26).

Христианская вера не предполагает приобретение тайных знаний, которые доступны только посвященным. Она не связана с каким-то мистическим опытом. Лучшее свидетельство искренности христианской веры—это конкретные дела. Если их нет, то и вера бессмысленна. Истинная вера—это вера с делами; а вера ложная и бесплодная—вера без дел.

Вера без дел—по отношению к другим (2:15–17)

Ранняя христианская церковь сделала открытие—человека спасает благодать, получаемая через веру. Благодать―это Божий дар, который никак не связан с делами (Еф. 2:8). Поэтому вопрос Иакова звучал достаточно провокационно: «Если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет, может ли эта вера спасти его?».

Высказывания Мартина Лютера о Послании Иакова сослужили ему дурную славу. Они поставили под вопрос его место и значение в НЗ. Лютер называл его «соломенным посланием», потому что в нем не упоминалось Евангелие. Нам будет легче понять эту его позицию, если мы вспомним, что всю свою жизнь Лютер боролся со злоупотреб­лениями римско-католической церкви того времени и пытался доказать, что спасение обретается одной лишь верою (sola fide). Однако, противоположная позиция несла в себе опасность того, что некоторые жизненно важные аспекты истины могут остаться вне поля зрения. Иаков, по природе, был практиком, и в центре его внимания стояли практические «плоды» Евангелия.

Нам необходимо иметь правильное и четкое представление об учении Иакова. Вера―это главная составляющая любых взаимоотношений с Богом. Без веры никакие взаимоотношения с Богом невозможны. Иаков обращается к верующим, которые через Иисуса Христа уже вступили в спасательные взаимоотношения с Богом. Он обращается к ним как к «братьям» (и сестрам). Именно вера связывает их друг с другом и дает им право называть друг друга «братьями» и «сестрами».

Вера, тем не менее, проявляется в «действиях» или «делах». Этот важный элемент говорит об истинной вере. «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (2:17). Спасающая вера ведет к соответствующему образу жизни, который утверждает действительное присутствие веры.

Вправе ли мы требовать от человека практических свидетельств его веры? Не достаточно ли его заявления о том, что, уверовав, он стал христианином? Иаков говорит, что этого недостаточно. Бог, и мы как христиане, желаем видеть радикальные перемены в жизни человека, утверждающего, что он стал христианином. Иисус также говорил: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). «Плоды», о которых говорит Иисус, Иаков называет «делами». Если в жизни человека действительно трудится Святой Дух, то в ней непременно будут и «плоды», и «дела», подтверждающие присутствие в жизни этого человека жизни и труда Христа. Итак, Иаков требует от верующего не дел вместо веры, не веры вместо дел, не веры вместе с делами, а веры, которая приносит плоды.

В качестве первого примера веры, не подтвержденной никакими практическими делами, Иаков приводит поведение человека по отношению к другим людям. В данном случае рассматриваются взаимоотношения внутри сообщества христиан, однако, не исключаются и другие возможности. Иаков просто вторит словам Иисуса, в которых звучит мысль о необходимости заботы о «братьях Его меньших» (Мф. 25:31–46). Иаков и Иисус говорили о необходимости справедливого и праведного поведения, в первую очередь—в христианской общине. Вот почему Бог говорит, что, когда придет Его суд, сначала он падет на Церковь (1 Пет. 4:17).

Если наше исповедание веры никак не отражается на нашем отношении к нуждающимся в общине Нового Завета или Церкви (речь идет о норме поведения, которая уже давно установлена законом), то наша вера―мертва. У нее нет ничего общего со спасающей верой. Такая вера пуста и не подкреплена делами Святого Духа. Она не действенна. Здесь нет ни внешнего принуждения закона, ни внутренней мотивации любви.

Вера без дел—по отношению к Богу (2:18–19)

Воображаемый собеседник прерывает ход рассуждений Иакова новым аргументом: «У одного человека есть дар веры, и это хорошо, а у другого—дар практической помощи. Ведь Бог, в конце концов, разным людям дает разные дары» (2:18). По сути, этот собеседник, прав, но говорит он о совсем ином предмете. Он имеет в виду конкретный дар, получаемый христианами от Святого Духа в служении Богу. Иаков же говорит об общем даре веры, получаемом человеком при обращении. Без этого дара веры человек просто не в состоянии полностью довериться Богу. Иаков говорит здесь ни о чем ином, как о «спасительной вере».

Свою позицию Иаков поясняет на примере веры бесов. Бесы имеют достаточно консервативное представление о Боге и о Его Слове. Они верят в существование Бога и Иисуса Христа как Сына Божьего, Который, в конце концов, их уничтожит (Мк. 1:24; Лк. 4:34; 8:28). Они верят во все это и трепещут перед Всемогущим Богом, но эта вера их не спасает.

Знание о том, что Бог существует, что Иисус Христос совершенно уникален и не похож ни на какого другого человека, что Библия говорит правду и содержит послание, которого нет в какой-либо другой книге,—все это прекрасно, но одного этого знания недостаточно, чтобы сделать следующий шаг и подчиниться Божьей воле. Перед Богом эта вера бесплодна.

Но есть ли вера, которая приносит мир с Богом?

Вера с делами—по отношению к Богу (2:21–24)

Теперь Иаков обращается к книге Бытие, чтобы рассказать о той вере, которую Бог благословил с самого начала истории Израиля. Истоки этой веры—в Аврааме, а не у Синая. Какова же была природа веры Авраама? Наиболее суровому испытанию вера Авраама подверглась в вопросе о его отношении к Исааку.

Бог пообещал Аврааму сделать его отцом великого народа, благословить его и сделать его благословением всему миру. После этого Авраам прошел испытание 25-ю годами ожидания потомка, прежде чем у них с Саррой в глубокой старости родился сын. Мы уже говорили о том, как Авраам и Сарра оступились в своей вере, решив по-своему помочь Богу в исполнении Его планов. После рождения Исаака Бог уготовил Аврааму самое душераздирающее испытание из всех возможных. Поверит ли Авраам Богу, сможет ли он довериться Ему настолько, чтобы позволить Богу исполнить Его планы Его способом? С человеческой точки зрения, Исаак был средоточием исполнения Божьих обетований. Теперь же Бог призывал Авраама принести его в жертву всесожжения. Когда, после долгого пути, они были уже недалеко от того места, где должно было состояться жертвоприношение, Авраам приказал двум сопровождавшим их слугам: «Останьтесь вы здесь с ослом; а я и сын пойдем туда и поклонимся, и (мы) возвратимся к вам» (Быт. 22:5). Было ли это ложью, произнесенной Авраамом? Автор Послания к Евреям говорит: «Авраам считал, что Бог может даже воскрешать из мертвых, и, образно говоря, Исаак был действительно возвращен из мертвых» (Евр. 11:19). Готовность Авраама, во что бы то ни стало, повиноваться Богу свидетельствовала о том, что вера его была совершенна. «Теперь Я знаю,—сказал ангел, остановивший отца, занесшего нож над своим сыном,—что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:12).

Именно эту веру Бог вменил Аврааму в праведность. Но разве Бог не знал сердца Авраама без этих доказательств? Конечно, знал; но Авраам должен был усвоить преподанный ему урок. Он должен был стать «отцом народов», а его потомки должны были понять природу веры Авраама. Это была не интеллектуальная вера, но вера, которая созидала готовность действовать на основании убеждений. Истинная вера действует, особенно если поставлена перед решением исполнить волю Божью, даже еслиза это нужно платить высокую цену. Иаков сослужил всем нам огромную службу, раскрыв всю важность этого аспекта веры. «Видите ли,—говорит он,—что человек оправдывается делами, а не верою только?» (2:24).

Богу угодна лишь та вера, которая побуждает человека повиноваться Богу, даже если человек терпит при этом ущерб. Именно такая вера вверяет все стороны жизни в руки Бога полностью и безвозвратно, ежедневно пребывая в практическом послушании Богу.

Вера с делами – по отношению к другим (2:25–26)

«И разве не по делам была оправдана блудница Раав, когда приняла вестников и выслала их другим путем?»―говорит Иаков (2:25). В каком смысле,―по словам Иакова,―у Раав была та же вера, что и у Авраама? В определенном смысле Авраама и Раав разделяла пропасть. Раав была женщиной, чужестранкой, и пользовалась дурной репутацией. И, тем не менее, Иаков ставит ее веру на одну ступень с верой Авраама!

В чем же состояла вера Раав? Спрятав людей, посланных Иисусом Навином осмотреть землю, она сказала: «Я знаю, что Господь отдал землю сию вам... Господь, Бог ваш, есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Иис. Н. 2:9, 11). Она знала, что Бог разрушит Иерихон. Единственная надежда на спасение для нее и ее семьи заключалась в том, чтобы полностью и безоговорочно положиться на Божью милость и милосердие. Но для этого, она, рискуя своей жизнью, помогала тем, кого ей послал Господь.

В Новом Завете, в Ев. от Матфея 25:31–46, можно найти подобную историю. Благословение Отца пребывало на тех, кто позаботился о «братьях» и «сестрах» Господа, страдавших от голода и жажды, оказавшихся вдали от родины, больных и брошенных в темницу. Нередко, заботясь о других, эти люди рисковали своей жизнью. Хотя некоторые богословы усматривают в этом рассказе призыв заботиться обо всех нуждающихся, правильнее было бы, исходя из конкретного контекста, под «нуждающимися» понимать тех, кто страдает за дело Христа. «Братьями» и «сестрами» Иисус, как это следует из этого Евангелия, называл тех, кто исполнял волю Отца небесного (Мф. 12:50). Именно с них необходимо начинать нашу заботу о других.

Жизнь веры это нечто большее, чем личный опыт духовного общения человека и Бога, который, возможно, имел место много лет назад. Это жизнь активного подчинения нашей жизни, нашей воли, нашего времени, наших приоритетов, наших возможностей и даже нашей репутации воле Верховного Властелина. Эта вера полагается на Бога настолько, что готова повиноваться Ему в повседневной жизни.

Новозаветная община веры, живя в послушании Богу и служении друг другу, являет собой доказательство того, что Бог жив и в силах преобразить жизнь человека так, чтобы в центре ее стояло не его «я», а Бог. Вот именно такая жизнь и приносит плоды. Этот раздел своего послания апостол Иаков заканчивает словами: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (2:26).

Двоедушие

Проблема двоедушия всегда существовала в среде народа Божьего. В ней Иаков видит одну из главных проблем, с которыми столкнулись верующие, к которым адресовано это послание. Апостол просит их остерегаться двоедушия как в молитве (1:8), так и во взаимоотношениях с Богом (4:8). Невозможно служить Богу и одновременно ублажать свое «я».

Иаков перечисляет признаки эгоцентризма в жизни верующего: неодинаковое отношение к богатым и бедным, недостаточная забота о нуждающихся членах общины, вражда и распри, клевета и осуждение, хвастовство своим богатством и честолюбивыми планами, эксплуатация. Подобного рода поведение типично для мира и ведет к хаосу, неустройству и всякого рода злым делам. В жизни, исходящей от Бога, всему этому нет места.

Иаков называет такое двоедушие среди христиан духовным прелюбодеянием. Здесь он прибегает к помощи выражения, которое часто использовали пророки ВЗ, когда описывали попытки Израиля служить Богу, а жить так, как жили их соседи-язычники. Израиль так и не осознал исключительной природы отношений сообщества Завета народа Божьего. По мнению Иакова, с этой же самой проблемой столкнулись и христиане его времени. Они не поняли тех особенных отношений с Богом, в которые они вступили как новозаветное сообщество народа Божьего.

Дружба с миром неизбежно ведет к отказу от высшей христианской ценности—верности Богу, утрате черт, характерных для христианского образа жизни. Эта дружба ведет к тому, что христианин перенимает систему ценностей, тип отношений и образ действий мира, из которого нас спас Господь. Избирая дружбу с миром, мы становимся врагами Бога.

Вторая заповедь запрещала Израилю создавать себе идолов, потому что Господь Бог их, был Бог-ревнитель. Говоря о том, что, по словам Писаний, «до ревности любит Дух (Божий), живущий в нас», Иаков, по всей вероятности, говорит о Святом Духе, выражающем Божью ревнивую заботу о нас. Под Писаниями Иаков не обязательно подразумевает какой-то конкретный стих или отрывок. В этом случае он ссылается на все учение Писания в целом.

Ревность, в самом чистом виде―это необходимый компонент истинной любви. Она страстно желает любимому благополучия и требует прямодушного отклика на эту любовь. Когда Святой Дух водворяется в верующем, любая, даже самая слабая попытка жить для своего «я» становится препятствием на нашем пути жизни с Богом. Эгоистические устремления в жизни христианской церкви подрывают мир и порядок, которые стремится создать Бог.

Благодать как противоядие (4:1–10)

Христианин, живущий в греховном мире, не сможет избежать искушений. Честолюбие и зависть—последствия этих искушений. К счастью, Бог дает нам возможность преодолеть наши склонности, даря нам все большую и большую благодать (4:6). Нет в мире искушения, которого бы мы не могли преодолеть с помощью Божьей благодати. Она есть сила свыше, помогающая нам познать добро, которого мы своими силами достичь просто не в состоянии. Именно таким образом Бог и спасает нас от нашей собственной несостоятельности и неспособности ее преодолеть. И когда мы временами чувствуем, что уже не в состоянии противостоять давлению, Он готов дать нам больше благодати. Подобное обещал нам и Павел в своем Послании к коринфским верующим (1 Кор. 10:13).

Но каким образом мы можем воспользоваться этой благодатью? Прежде всего, она дается лишь смиренным. Если Божья полнота—это Его благодать, наша роль в битве за искреннюю преданность Богу —это смиренное признание нашей недостаточности и неспособности справится со своими проблемами.

Иаков говорит, что нам необходимо сделать.

  1. Покоритесь Богу (4:7)

    Первая величайшая заповедь говорит о том, что необходимо любить Бога всем своим сердцем, душой и силами (Втор. 6:5). Такого рода любовь требует, чтобы мы ничего от Него не скрывали. Благополучие Израиля зависело не от тщательности соблюдения заповедей, а от их покорности Богу. Послушание—это радостный отклик в рамках здоровых взаимоотношений доверия. Христианин также должен, прежде всего, стремиться к поддержанию и укреплению своих личных взаимоотношений с Богом, через Иисуса Христа. Покорность Богу и Его воле, как мы это видим в Его Слове—это единственное адекватное положение, которое каждый из нас может занять перед нашим Создателем.

  2. Противостаньте дьяволу, и убежит от вас (4:7)

    «Противостать» означает укрепить оборону, зная, что враг снова и снова будет пытаться одолеть нас. Временами кажется, что он готов отступить, признать свое поражение, но это только уловка, чтобы усыпить нашу бдительность и застать нас врасплох. Мы должны покориться Богу и выстроить линию обороны от нападок дьявола. Наша покорность Богу не может заставить лукавого прекратить свои происки. Как же нам построить свою линию обороны?

  3. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам (4:8)

    Заняв эти исходные позиции как по отношению к Богу, так и по отношению к дьяволу, мы должны следить за тем, чтобы жизнь наша проходила в надлежащем здоровом общении с Богом. Есть христиане, которые на первое место ставят свои эмоции и субъективные ощущения. Они склонны думать, что если Бог «тормошит» нас, даря острое сознание Своего присутствия, мы в ответ непременно должны сделать еще один шаг к Нему. Иными словами, прежде чем мы сделаем шаг к Нему, Он должен приблизиться к нам. Однако наше духовное здоровье зависит от определенных закономерностей, которые должны стать неотъемлемой частью жизни каждого христианина. Если мы имеем другие чувствования, то Бог готов дать нам больше благодати для послушания Ему.

    В борьбе за искреннюю преданность Богу мы должны постоянно и неустанно размышлять над Словом Божьим, молиться, поклоняться Богу уединенно и вместе с другими христианами, участвовать в Вечере Господней и общаться с другими христианами. Все это способствует развитию здоровых взаимоотношений с Богом.

  4. Очиститесь (4:8–9)

    Всякое действие берет свое начало в сердце, в нем зарождаются и развиваются мысли. Руки же приводят задуманное в исполнение. Сердце и руки нуждаются в постоянном очищении. Необходимо покончить с внутренней неверностью колеблющегося ума. В глубине души христианин должен принять однозначное решение и сделать выбор. Это не входит в обязанности Святого Духа. Бог призывает верующего принять самостоятельное решение избавиться от всего, что мешает здоровым взаимоотношениям с Богом. Приблизившись к Богу, испытав Его присутствие, христианин обязан избавиться от всего, что оскорбляет Божье святое присутствие.

    Только в Божьем присутствии мы можем увидеть себя такими, какими видит нас Бог. В наши дни нередко можно услышать: «Бог принимает нас такими, какие мы есть». Это высказывание не только вводит христиан в заблуждение, оно может нанести им огромный вред. Бог, конечно, может прийти к нам туда, где мы оказались, но также, несомненно, и то, что ни нашего двоедушия, ни заигрывания с миром Бог не принимает.

    Иаков пишет, что двоедушный человек должен «сокрушаться, плакать и рыдать» из-за своих грехов. И по мере того, как Бог все больше и больше открывает нам глаза на наши привычки и дела, которые оскорбляют Его, мы должны с искренним раскаянием признать свое жалкое состояние. Такому человеку необходимо просить Бога о большей благодати, чтобы взглянуть на себя честно, с тем, чтобы и дальше устремляться к преображению в образ Иисуса Христа в Его искреннем послушании Небесному Отцу.

  5. Смиритесь (4:10)

    Хотя смирение это исходная точка для того, чтобы человек признал то, что он нуждается в Боге, Иаков подчеркивает, что человек должен продолжать смирять себя.

    Смирение христианина должно контрастировать с гордостью, завистью, жадностью и честолюбием, которые пожирают тех, кто попал в западню мирского образа жизни. Многие люди, среди них есть и христиане, прежде всего, равняются на богатых, знатных, эксплуататоров, борцов, хвастунов, честолюбцев и полагающихся на силу так называемого «позитивного мышления». В сердцах таких людей очень мало места надежде на Бога.

    Смирение начинается с нашего отношения к Богу. Если человек осознает, что в Боге скрыто все доброе и хорошее, тогда он готов добиваться успеха в том, чем наделяет его Бог. Смирение не стоит путать с раболепством. Моисей был великим и властным вождем и в то же время был признан самым смиренным из людей (Чис. 12:3). Смирение—это доверие Богу, которое принимает все сказанное Им за хорошее и правильное. Высшая форма высокомерия в современной христианской церкви—это отказ признать Слово Божье в качестве единственного авторитета в вопросах веры и практики. Это высокомерие проявляется в поисках «настоящего слова», якобы скрывающегося за Словом Божьим в том виде, в котором оно нам даровано. Все это происходит на фоне постоянных разговоров о необходимости смирения.

Судить других (4:11–12)

Существует множество обобщений, которые были сделаны по поводу отдельных текстов по вопросу об осуждении других. Но довольно часто они расходятся с тем, что нам говорит Библия. Для того чтобы понять учение Иакова относительно суда над другими, нам необходимо разобраться, какое место отведено этой теме в общей картине новозаветного учения.

От древнегреческого слова «крино» (сужу) образуются глаголы «анакрино» (исследовать, разузнать) и «диакрино», которое может иметь следующее значение: «принимать решение» или же «выносить приговор». Иными словами, глагол «судить» обладает довольно широким спектром значений. «Анакрино»—оцениваю, исследую.

Апостол Павел одобрял христиан города Верии за то, что они ежедневно исследовали Писания и следили за тем, все ли из того, что проповедовал им Павел, было истиной (Деян. 17:11).

Павел заявил коринфским христианам, столь гордившимся своей духовностью и одаренностью, что не может обращаться к ним как к людям духовным, а как к мирским. Он говорит, что «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:15).

И в том, и в другом случае Павел использует глагол «анакрино» в значении «оценивать», «исследовать». «Крино»—сужу.

На празднике Кущей в ответ на обвинение Его в одержимости бесом Иисус сказал: «Судите не по внешнему виду, а по справедливости» (Ин. 7:24).

Вслед за наставлением «не судите, чтобы и вас не судили» (Мф. 7:1) Иисус сказал Своим слушателям не давать святыни псам и не бросать жемчуга перед свиньями (Мф. 7:6). Он также предостерегал Своих учеников беречься лжепророков, которых они смогут распознать по их плодам (Мф. 7:15–16). И в том, и в другом случае ученики должны были вынести определенного рода суждение относительно позиции человека пред Богом. Павел, призывавший христиан перестать судить друг друга (Рим. 14:13), также писал: «Судить тех, кто вне церкви, не мое дело,—вы судите тех, кто в церкви. Тех же, кто вне церкви, будет судить Бог» (1 Кор. 5:12–13). Павел оценивал других людей, когда обвинял некоторых в проповеди Евангелия из корыстных побуждений (Флп. 1:17). Он объявлял коринфянам, что они не духовные, а мирские—всего лишь младенцы во Христе (1 Кор. 3:1).

Есть определенные ситуации, в которых христианин обязан принять на себя роль «судьи».

«Крино» и «диакрино»

В зависимости от контекста, «крино» может иметь разные значения, например, давать кому-либо оценку. В тоже время это слово может значить следующее: «судить» других в смысле осуждения или вынесения им окончательного приговора. Обычно контекст проясняет действительное значение.

Когда Иисус говорил: «Не судите, чтобы и вас не судили» (Мф. 7:1), Он обращался к тем, кто ищет недостатки в других людях. Такой суд, в конечном итоге, может привести к осуждению человека, который его произносит. Немного яснее эта мысль изложена в Евангелии от Луки: «Не судите, и сами не будете судимы. Не осуждайте, и вы не будете осуждены» (Лк. 6:37).

Павел писал коринфянам: «Поэтому не судите наперед, но ждите возвращения Господа. Он все тайное сделает явным и обнажит скрытые намерения человеческих сердец, и тогда каждый получит похвалу от Него» (1 Кор. 4:5). Право на окончательное осуждение есть лишь у одного Господа. Никто другой, даже архангел Михаил, не вправе произносить его. «Но когда архангел Михаил соперничал с дьяволом, споря с ним о теле Моисея, он не позволил себе осудить (поясн.: «вынести приговор», ‘krisis’) его с оскорблениями. Он только сказал: «Пусть Господь запретит тебе». (Иуд. 9).

Какой же суд, по мнению Иакова, христиане были не вправе произносить? Чтобы полнее ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, какой суд осуществляли христиане, которым было адресовано это послание.

  1. Среди христиан имело место определенное имущественное расслоение. В 1:9-11 Иаков говорит о братьях и сестрах, которые жили в стесненных обстоятельствах, а также о тех, кто жил в условиях материального и финансового благополучия.

  2. Иаков порицает христиан за лицеприятие, когда они радушно принимают богатых и влиятельных гостей, с презрением относясь к бедным своей церкви (2:1-11).

  3. Сострадание некоторых христиан по отношению к обделенным в их церкви не простиралось далее хороших пожеланий для них (2:14-17).

  4. В 3:1-12 Иаков предупреждает их об опасностях вспыльчивого языка.

  5. Иаков также указывает на пагубность мирских обычаев и привычек, проникающих в жизнь церкви (3:13-16; 4:1-3).

  6. И, наконец, Иаков предупреждает богатых, которые поступают несправедливо, что на них грядет день суда (5:1-6).

Эмоциональная напряженность в среде этих христиан, должно быть, была очень высокой. Люди богатые и процветающие склонны думать, что их процветание—это плод их собственных трудов, мудрости и умений. Они начинают презирать бедных, считая, что лучшей доли они просто не достойны. Бог предупреждал Израиль об опасности подобного отношения (Втор. 8:17-18; 9:4), но это предупреждение очень быстро было предано забвению. При подобном отношении к бедным очень легко сделать следующий шаг и начать осуждать их как людей некомпетентных, безответственных и даже ленивых.

Люди, подобным образом осуждающие бедных, меряют не той мерою. «Закон», к которому они прибегают, пренебрегает законом, повелевающим им, как Божьим управляющим, заботиться о бедных. В этом случае богатые судят Божий закон, потому что «закон», которым они руководствуются, упраздняет закон Божий. «Кто они такие,—спрашивает Иаков,—чтобы судить ближнего своего по своему закону, а не по закону, данному Богом?» Они судили, исходя из внешних признаков, и их суд был неправедным.

Наивно было бы полагать, что бедные абсолютно не виновны и им незнаком этот дух осуждения. У них было достаточно причин, для того чтобы испытывать горечь по поводу отношения к ним. Некоторые из богатых членов общины презирали своих бедных собратьев, пренебрегали ими, угнетали и эксплуатировали их. Бедные, несомненно, имели полное право осудить их христианство как лживое! Призыв Иакова к долготерпению свидетельствует о том, что среди христиан присутствовали раздражение и ропот по отношению другим христианам, которые плохо обращались с ними.

Учитывая сложившуюся эмоциональную ситуацию, легко понять, что бедные христиане клеветали на богатых в своей общине. Поэтому опасность греха осуждения угрожала не только богатым, но и бедным членам церкви. Иаков предостерегает их: «Един Законодатель и Судья» и Он «стоит у дверей!», готовый осуществлять то, что находится только в Его власти.